Межрелигиозное сотрудничество для России имеет не только большое значение, но и давнюю историю. В течение многих веков в Российской империи православные, мусульмане, иудеи и буддисты проживали в мире и согласии, совместно осваивали землю и защищали ее от врагов. Хорошо известно, что мусульмане, иудеи, буддисты в России всегда пользовались уважением со стороны правительства, не изгонялись и никогда не подвергались геноциду по религиозному признаку. В царской России существовал целый блок законов и предписаний, который был направлен на то, чтобы не оскорблялись религиозные чувства верующих разных религий.
В 20-30 годы ХХ-го столетия все религиозные организации России подверглись жесточайшим гонениям. Эта общая беда сплотила традиционные религии страны. Известны десятки случаев, когда мусульман спасали от террора православных священнослужителей, выступали против закрытия храмов, а православные, в свою очередь, оказывали посильное содействие мусульманам и буддистам.
Современная практика межрелигиозного сотрудничества во многом сложилась в советское время. Руководство СССР стремилось привлечь ведущие конфессий к реализации многих международных программ. Религиозные деятели принимали активное участие в борьбе за мир и разоружение, выступали против расизма, неоколониализма, участвовали в разрешении экологических проблем, проблем миграции, роста численности народонаселения и многих других.
С 1990 года религиозная сфера России претерпела существенные изменения. Заметно возросла роль религиозных организаций в общественной жизни. По целому ряду принципиальных вопросов позиция духовных лидеров разных религий оказывается сходной. Это вопросы о допустимости абортов, гомосексуальных связей, эвтаназии и так далее. У православных, мусульман, иудеев, буддистов равно вызывает тревогу обезбоженная система ценностей, отрицающая религиозную истину.
Новые реалии диктовали свои условия и вскоре возникла настоятельная необходимость вывести межрелигиозное сотрудничество на новый уровень. Более динамичные процессы требовали новых форм сотрудничества. На смену относительно редким конференциям и встречам пришли совместные рабочие группы и комиссии. Многочисленные «горячие толчки», вспыхнувшие на территории бывшего Советского Союза потребовали деятельного участия религиозных деятелей в их разрешении. Обязанность поддержания межрелигиозного и межнационального мира во многом взяли на себя лидеры традиционных конфессий. Перед лицом общего вызова, который бросили террористы, оказались все традиционные религии и остановить злую волю не дать спровоцировать межрелигиозные конфликты одна из важнейших задач религиозных лидеров России. Православные и мусульманские религиозные лидеры приложили немалые усилия для исключения из конфликта в Чечне религиозной составляющей, совместно решали вопросы освобождения заложников и гуманитарной помощи мирным жителям.
Большое значение для общественной жизни страны имели миротворческие встречи глав традиционных религий Азербайджана, Армении и России. Одна из таких встреч состоялась 17 ноября 1993 года в Свято-Даниловом монастыре в Москве. На ней присутствовали Святейших Патриарх московский и всея Руси Алексий II, архиепископ Тиран (Кюрегян) и Шейх-уль-ислам А.Паша-Заде. 15 апреля 1994 года состоялась еще одна такая трехсторонняя встреча, в ходе которой также обсуждались вопросы содействия религиозных деятелей примирению межнациональных и межрелигиозных конфликтов.
13 июля 1995 года в Москве в результате трехсторонней встречи, в которой участвовали Патриарх Московский и всея Руси Алеексий II, Католикос всех армян Гарегин I и Духовный глава мусульман Азербайджана Шейх-уль-ислам А.Паше-Заде, было принято совместное «Московское заявление». В этом документе религиозные лидеры констатируют, что межнациональный конфликт в Азербайджане лишен какой-либо религиозной почвы и является грехом с точки зрения и христианства и ислама.
Значительный круг вопросов, могущих быть эффективно разрешенными в процессе межрелигиозного сотрудничества, потребовал перехода от периодических встреч и совместной работы в рамках временных групп к новому уровню, подразумевавшему создание постоянно действующих межрелигиозных и межконфессиональных структур. В 1997 году была создана первая региональная межрелигиозная структура: Межконфессиональный совет в Крыму «Мир дар Божий», вскоре после этого аналогичные советы и комитеты появились в Новосибирской, Пермской, Самарской и Свердловской областях. В своей работе вновь созданные структуры рассматривают вопросы взаимодействия с государственными структурами, координируют свои действия по борьбе с экспансией тоталитарных сект и проникновением в образовательную сферу сомнительным с точки зрения нравственности методик. Хотите купить диплом о высшем образовании, тогда купить диплом о высшем образовании сейчас сможете быстро и легко без лишней учебы.
В декабре 1998 года был создан Межрелигиозный совет России (МСР), ставший первой межрелигиозной структурой России, на высшем уровне объединившей лидеров российских традиционных религий. Основными направлениями работы Совета стали координация усилий религиозных объединений в сферах внутреннего и внешнего миротворчества, развитие взаимоотношений религии, общества и государства, укрепление общественной нравственности, сохранение и воссоздание духовного и культурного наследия народов России. Отличительной чертой МСР является также то, что он не ставит своей целью сближение вероучений и доктрин, не имеет богослужебных форм деятельности и собственных теологических позиций, в отличие от некоторых своих зарубежных аналогов. МСР ведет активную деятельность, оперативно реагируя на наиболее значимые события в социальной и политической сферах.
Важным этапом межрелигиозного сотрудничества в России стал Межрелигиозный миротворческий форум (Москва, 13-14 ноября 2000 года), организаторами которого выступили Межрелигиозный совет России и Министерство Российской Федерации по делам федерации, национальной и миграционной политики. В форуме приняли участие более 200 религиозных лидеров из России и стран СНГ, представители зарубежных межрелигиозных организаций. На самом высшем уровне были представлены Русская Православная Церковь, исламское, буддийское и иудейское сообщества России и других стран.